WebMonitor - создание web-сайтов, где сделать сайт, сайты для бизнеса, web-дизайн
   WEB-КОНСУЛЬТАЦИЯ


Copyright  © "WebMonitor", 2002
e-mail: info@webmonitor.ru

СТАТЬИ

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

По материалам статьи Владимира Бронникова "Что такое креатив в интернет-проектах: бизнес на креативе"

Мир Internet, № 3 2000

Что такое креатив?

Креатив - это концепция проекта, документ, на который уходит больше всего сил и временного ресурса очень продвинутых экспертов.

...Термин "креатив" (creation) в англоязычной литературе применяется в смысле создания или творения чего-либо, в российской же практике он часто ассоциируется с более узким понятием "хорошая идея", "находка" "нестандартное решение", "озарение", для чего в англоязычной среде есть подходящее название insite - "озарение".

...Креатив в смысле нового дизайна (в том числе и веб-дизайна) относится к внешней стороне проекта - как информация будет выглядеть для потребителя в Сети.

Креатив же, который ложится в основу концепции проекта, - это групппа решений принципиального характера об информационной части проекта (о контенте прежде всего), который увязан с целевыми группами и бизнес-задачами клиента.
Интересная особенность российского бизнеса в Интернете заключается в двух неочевидных моментах. В проектах, которые сегодня обычно реализуются, почти полностью (по крайней мере в явном виде) отсутствует креатив на уровне постановки задачи. И не потому, что этого в принципе невозможно сделать, а скорее из-за того, клиенту понятно, за что он платит, только когда он может "увидеть" или "потрогать" результат труда, а когда это "всего лишь" несколько страниц текста, возникает вопрос: за что здесь платить?

Наиболее дорогостоящие части проектов на западном рынке как раз и относятся к постановочной части задачи (иногда к консалтингу проекта) и к применению новейших технологических и маркетинговых инструментов, но никак не к самому "производству" сайта. Не случайно многие российские компании вынуждены работать в зоне так называемого оффшорного программирования и зарабатывать свой хлеб на субподрядах у западных партнеров.

Цели и задачи разработки креатива

Любой проект, который обычно реализуется командой исполнителей, начинается с разработки концепции проекта. Разные компании вкладывают в это понятие различный смысл, поэтому хотелось бы указать те вопросы, которые исследуются в практике, прежде до начала реализации любого проекта.

Основные положения концепции проекта:

  1. Цели и задачи создания интернет-представительства компании, определение типа проекта (рекламный, информационный, ориентирован на клиентов, ориентирован на партнеров и поставщиков, ориентирован на собственную инфраструктуру бизнеса т.п.),

  2. Анализ интернет-представительств профильных компаний и потенциального сетевого окружения (в зависимости от рынка клиента),

  3. Сочетание целевых групп компании и сайта (поиск пересечения целевых групп),

  4. План развития сайта после создания программы продвижения и работа сервисных служб,

  5. Способы оценки эффективности работы сайта и решения поставленных задач,

  6. Обоснование технологии представления и хранения информации, средств реализации,

  7. Основные требования к фирменному стилю. Ограничения на уровне веб-дизайн-проекта.

Какие-то из этих пунктов можно считать "креативными" решениями. Самые сложные для разработки - это вопросы 1 и 4. Казалось бы, требуется высокая степень новизны и в пунктах 6 и 7, но, как показала практика, большие усилия разработчиков тратятся именно на первые названные пункты.

Действительно, что такое технологии и фирменный стиль? При наличии в команде нескольких профессионалов по веб-технологиям нет ничего сложного в освоении новинок рынка. То же касается фирменного стиля сайта и его дизайна - в Сети много прекрасных идей по по веб-дизайну, но любой, кто однажды создавал проект с нуля, знает, что выбранный базовый стиль может и дальше тиражироваться исполнителем даже с невысокой квалификацией.

Другое дело - пункт 1. Сложность тут заключается не в том, что мы не знаем, какой цели может служить сайт, - сложность в том, что часто мы понимаем, что в реальности поставленные Заказчиком цели недостижимы.

Если у клиента отсутствует внутренняя инфраструктура обработки информации в компании, то и говорить не о чем... Чаще всего клиент считает, что его информационная система более или менее справляется с задачами делопроизводства, бухгалтерии, учета движения товара и т. п., но еще ни один из них не сказал, что его система в состоянии собирать и публиковать оперативную информацию в режиме реального времени как для внутрикорпоративных, так и для публичных нужд.

Созданный сайт "ломаться", конечно, не будет. Однако и работать он будет только "от сих до сих". Если, конечно, уже на стадии концепции проекта не проработать те решения по поддержке, которые обеспечивают проекту развитие в будущем. Сложность, как всегда, заключается в том, что только хорошо проанализированная статистика или предыдущий опыт могут помочь в прогнозировании проекта и построить план его развития.

Стоимость креатива

Роль креативных решений, которые в основном требуются на первом этапе работ, приводит к тому, что стоимость этих этапов возрастает. Мы не откроем секрета, как рассчитывается смета проекта, поскольку у каждой компании своя методика (или нет методики, а есть интуитивное представление о соотношениях цен).

Рассчитаем стоимость креатива в проектах, считая, что основные затраты в части этой работы относятся к этапу "Разработка концепции проекта". При этом заметим, что мы приводим только типовую схему расчета, которая используется для достаточно крупных (по российским меркам) проектов:

  • Концепция, логическая структура, материал проекта - 20%.

  • Дизайн, программирование, верстка, тестирование - 30%.

  • Программа продвижения проекта - 10%.

  • Годовая поддержка проекта - 40%.

Из этой грубой схемы видно, что при минимальном сроке на первый этап и максимальной концентрации новых решений на этом этапе можно смело утверждать, что клиент платит за креатив проекта минимум 20% от его стоимости!

Креатив и консалтинг

Идеальное решение для действительно сложных проектов - это распределение работ по проекту среди специализированных компаний:

  • Консалтинг клиента (выбор цели),

  • Концепция проекта (анализ бизнеса клиента и сетевого окружеия),

  • Сбор и обработка материала (внутренние работы клиента);

  • Производство сайта по готовой концепции;

  • Продвижение сайта и проекта по медиа-плану концепции;

  • Поддержка проекта (текущая, абонентная).

Нетрудно видеть, что если создана концепция проекта (в идеальном варианте - практически Техническое задание на работы по проекту), то часть работы может быть выделена из всех работ как самостоятельная и названа консалтинг.

Таким образом, появляется новый вид услуг на рынке интернет-проектов.

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Яндекс <цитирования>