WebMonitor - создание web-сайтов, где сделать сайт, сайты для бизнеса, web-дизайн
   WEB-КОНСУЛЬТАЦИЯ


Copyright  © "WebMonitor", 2002
e-mail: info@webmonitor.ru

СТАТЬИ

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Выдержки из статьи Алексея Клецеля "Анатомия для дизайнера"

Publish: дизайн, вестка, печать , № 8, 2001

Концепция 

Существует множество подходов к разработке концепции в дизайне. Я предлагаю разделить их на два направления: самовыражение и гуманистический подход.

Стремление к самовыражению лежит в основе изобразительного искусства. Хотим мы того или нет, но в работе всегда показываем и свое отношение к ее предмету. Свободное творчество - всегда самовыражение, демонстрация своего видения идей, людей, предметов. Но насколько дизайнер имеет на это право?

Дизайн - коммерческое искусство; давать собственную интерпретацию темы интересно, заманчиво и... легко - актеру всегда проще играть самого себя. Увлечение процессом раскрытия своей личности и своего взгляда на вещи может легко увести от цели, а цель дизайнера, в отличие от художника, не столько самовыражение, сколько подача оформляемого предмета.

Другими словами, когда общим подходом к генерации идей в дизайне становится, в первую очередь, самовыражение, раскрытие и подача своего "Я", может возникнуть оригинальная личная манера, но может получиться и так, что все работы станут похожими друг на друга. Хорошо, когда в них узнается рука, но плохо, когда портфолио дизайнера напоминает один большой проект.

Дизайн выдвинулся вместе с развитием общества потребления как искусство оформления и рекламы товара, продвижения в массы неких идей. Из такой ориентации следует, что как прикладное искусство он тем более ценен и удачен, чем больше способствует продаже товара, а значит, чтобы выполнить свою функцию он должен быть ориентирован, в первую очередь, на человека.

Поиск концепции

Наверное самый ответственный этап - это разработка стержневой идеи. Она определит характер и лицо оформляемой вещи, непосредственно повлияет на оставляемое работой впечатление.
На мой взгляд, главная задача должна решать концепция оформления работы, - это раскрытие сути предмета и подача его с наиболее выгодной стороны. 

Обращу внимание еще на один момент, который учитывается в процессе определения характера сайта. Дизайн должен "продавать" себя несколько раз:

  • он должен понравиться клиенту, для которого делался;

  • понравиться его клиентам;

  • понравиться вашим потенциальным заказчикам;

  • наконец, понравиться коллегам. 

Стремление следовать моде всегда переплетается со стремлением копировать модное. И сколько бы дизайнер, следующий моде, не рассуждал о креативе и творчестве (а именно такие люди больше других, как правило, о нем и говорят), он останется подражателем, лишь интерпретирующим чужие идеи.

Но все же модное не означает плохое. Мы говорим о дизайне, где работа происходит в неразрывной связи с клиентом и потребителем. Бизнесмен, для которого вы делаете брошюру, может иметь новаторские бизнес-идеи и, при этом, желать "дизайн как у всех", который проверенно работает (точнее, работал в прошлом). Принять другой подход - значит пойти на дополнительный риск. Заказчик не разбирается в нюансах и не может полагаться на малознакомого человека. Заказчика нужно понять - он хочет как у всех, то, что выглядит современно и модно, то, что сработает. 

Выберите для себя - следовать моде и делать работы наверняка, радуясь, что клиенты принимают их с первого раза, или пытаться разработать свой подход. Первое дает достаточно спокойную жизнь и приносит определенный доход. Второе значительно сложнее, скорее всего, может не получиться, и вы останетесь ни с чем, но, если хватит способностей и энергии, есть шанс не только стать маленькой (а может, большой) вехой в искусстве, но и состоятельным человеком: за краску платят маляру, а художнику - за имя.

Как-то я разговаривал со знакомым дизайнером, и он высказал интересную мысль (не скажу, что я с ней полностью согласен, но она достойна упоминания). Сегодня, сказал он, уже нет креатива: если человеку стыдно прямо заниматься плагиатом, он компилирует подсмотренные где-то приемы, не копирует одну работу, а берет из многих. Элемент творчества проявляется здесь в способе собирания и подбора кусочков.

Не быть творческим человеком не стыдно, не может каждый стать Леонардо, но кушать хочет каждый. И делая проходные дизайны, понимая, что создано уже все и ты, хочешь того или нет, кого-то повторяешь, стоит, по крайней мере, стремиться искать новое, не подражать.

В свое время я работал с человеком, который выдвинул оригинальную мысль: возможность украсть какое-либо решение или идею из работы - это критерий ее качества. "Я открыл свои проекты и понял, что у меня нечего красть", - констатировал он.

Я хотел бы пожелать, чтобы из наших с вами работ возникало желание что-нибудь похитить.

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Яндекс <цитирования>