WebMonitor - создание web-сайтов, где сделать сайт, сайты для бизнеса, web-дизайн
   WEB-КОНСУЛЬТАЦИЯ


Copyright  © "WebMonitor", 2002
e-mail: info@webmonitor.ru

СТАТЬИ

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Избранные места из статьи И.Синцовой "Что нам стоит сайт построить?"

Мир Internet, № 11, 2001

Задача сегодняшнего дня - не просто сделать сайт, а сформировать стратегию присутствия в Интернете.

Для этого необходимо решить ряд вопросов. Для кого предназначена информация, размещенная на сайте? Какая информация и в каком объеме нужна потенциальному посетителю? Где его искать? Какую часть информации следует обновлять и с какой регулярностью? Кто будет поддерживать сайт в актуальном состоянии и каких временных и финансовых затрат это потребует? Как и какими средствами продвигать свой ресурс?

Решение проблемы формирования стратегии присутствия в Интернете требует сочетания опыта разработки бизнес-стратегий, свойственного компаниям традиционного бизнеса, и знания специфических интернет-технологий, доступных в основном специалистам онлайновых компаний.

Мне не единожды приходилось играть в "создание интернет-представительства" на стороне компаний традиционного бизнеса, и каждый раз события развивались по похожему сценарию. Довольно быстро находилось несколько компаний - потенциальных подрядчиков, которые мало интересовались интересами заказчика, а сразу же начинали выдвигать свои, практически готовые и разработанные ранее, предложения. Суть таких предложений обычно сводится к трем вариантам.

Вариант первый. "Вам нужен сайт? Что для этого нужно? В первую очередь необходим хороший доступ в Интернет, Вы же понимаете, как важна скорость доступа. Вот у нас канал..." Дальше следует непереводимая игра слов с использованием специализированной лексики. При виде смущения на лицах заказчиков, произносится что-то наподобие: "Да вы не волнуитесь, мы и сайты делаем, у нас опыт большой, все сделанные нами проекты выдерживают наплыв сотен тысяч посетителей в день без всяких проблем, правда, только когда и хостится он у нас". Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что перед вами веб-студия одного из провайдеров или очень близкая к провайдеру. Важнее всего для нее - продать услуги доступа в Сеть и хостинг, а работы по созданию сайта останутся в лучшем случае на третьем месте.

Второй вариант. "Вам нужен сайт? Что для этого нужно? В первую очередь необходимо увеличить посещаемость. У нас сейчас есть специальные рекламные предложения, а уж какие у нас скидки! В ответ на робкие попытки объяснить, что сайта пока нет или он в плачевном состоянии и что 1000 человек - это сейчас многовато, что нам бы сайт для начала сделать, раздается рекламно-жизнерадостное утверждение о том, что на Западе вообще уходят от дизайна и программирования сайтов, все максимально упрощают, что главное -правильно рекламировать, хотя и сайт тоже сделать можно. Как вы уже догадались, так поступают интернет-компании, специализирующиеся на рекламе в Сети.

Третий вариант. Этот вариант ближе всего к тому, что обычно хочет услышать заказчик, хотя тоже страдает некоторой однобокостью. Итак. "Вам нужен сайт? Что для этого нужно? В первую очередь дизайн и движок (как вариант - движок и дизайн, формулировки зависят от основной направленности компании). Посмотрите, какой красивый сайт мы сделали для компании такой-то, а как легко обновлять сайт фирмы этакой благодаря нашим программным разработкам. Мы создали уникальную, единственную в своем роде систему". Дальше следует название программного продукта, обычно "Что-нибудьСАЙТ" или "Как-нибудьСОФТ" и перечисление его функциональных возможностей с применением совсем уж малопонятной простым смертным программистской терминологии.

Любой потенциальный заказчик сайта заинтересован в комплексе услуг по созданию, продвижению и хостингу своего ресурса. Однако в качестве услуги ему предлагают только одну из этих составляющих. Хотя, по большому счету, заказчик не обязан разбираться во всех тонкостях интернет-технологий и должен иметь при этом возможность получить качественную услугу. Сегодня такие услуги практически не предоставляются, хотя потребность в них велика. 

Посудите сами, принимать на постоянную работу высококвалифицированного специалиста, хорошо знающего как рынок интернет-рекламы, так и специфику веб-дизайна вкупе с программированием и хостингом, - это не решение проблемы. Такой специалист стоит дорого, а полностью загружен он будет только в период разработки стратегии присутствия в Интернете. 
Для работы с готовой стратегией достаточно специалиста низшей квалификации, с такой работой справится любой опытный веб-мастер, зарплата которого обойдется компании на порядок дешевле. 

Вывод напрашивается сам собой: нужен внешний консультант, которого можно привлекать в период разработки стратегии и потом раз в полгода-год - для ее актуализации. Мы не единожды пытались найти консалтинговую компанию, качественно оказывающую такие услуги, но, увы, безуспешно.

Интернет-компании, возникшие в период инвестиционного бума, были нацелены на получение инвестиций, а не на создание работающего, приносящего прибыль бизнеса. (Такие компании хорошо известны - например, "Поле.ру", Port.Ru и др.)
Часть компаний, не получивших в тот период инвестиций, существовали за счет продажи рекламы компаниям, инвестиции получившим и деньги на рекламу не считавшим. Это особенно характерно для крупных рекламных площадок. Но сегодня, когда интернет-бум позади, несмотря на общий подъем экономики и оживление рекламного рынка', процент продаваемых рекламных площадей остается крайне низким. Очевидно, причина неудач кроется в качестве управления компаниями, в неспособности извлечь выгоду из сопутствующей успешной конъюнктуры рынка. И даже в успешных, на первый взгляд, фирмах направление продаж оставляет желать лучшего. 

Трудно прогнозировать, как будет развиваться ситуация. Изучат ли квалифицированные менеджеры офф-лайнового бизнеса вопросы, связанные с интернет-технологиями, на уровне, достаточном для разработки концепций присутствия компании в Сети, или сегодняшние сетевые специалисты научатся маркетингу и менеджменту? В любом случае офф-лайновый бизнес ждет появления компаний, ключевыми целями которых будут разработка эффективных интернет-стратегий и качественный интернет-консалтинг.

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Яндекс <цитирования>