WebMonitor - создание web-сайтов, где сделать сайт, сайты для бизнеса, web-дизайн
   WEB-КОНСУЛЬТАЦИЯ


Copyright  © "WebMonitor", 2002
e-mail: info@webmonitor.ru

СТАТЬИ

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Критический обзор статьи Всеволода Полохова "Первые шаги небольшой компании в Интернете"

Мир Internet, № 1 2001

…Для начала перечислим, какие специалисты нужны для реализации интернет-проектов. Это менеджер по проектам или руководитель, дизайнер, верстальщик и программист.

Для небольшой компании список исчерпывающий, а если необходимо еще потуже затянуть ремни, то лучше всего на первом этапе взять на работу только менеджера по проектам. Конечно, из всех перечисленных специалистов менеджер - самый высокооплачиваемый, однако он универсален в определенном смысле. Этот человек сможет выбрать и проанализировать эффективность внедрения того или иного плана, подобрать персонал или дизайн-студию для его реализации и проконтролировать на должном уровне процесс воплощения идей в жизнь.

Альтернативное решение - использование уже имеющихся в распоряжении фирмы кадров. В этом случае есть большая доля риска столкнуться с типичной проблемой - непрофессионализмом исполнителей. Конечно, есть исключения, но они, как известно, лишь подтверждают правило.

Одной из самых острых проблем является финансовая. Здесь необходимо понимать, что быстрой отдачи от Интернета может и не быть, более того, весьма возможно, что данное направление будет убыточным довольно длительное время. Поэтому необходимо учесть наиболее значимые затраты и сформировать в бюджете фирмы расходную статью на развитие нового направления. Такое стабильное финансирование позволит планомерно реализовывать все задуманное и скорее получить отдачу.

Примечание WebMonitor:

Убыточность – это, пожалуй, слишком сильно сказано. И вряд ли может служить аргументом для начала своего бизнеса в Интернет.

Впрочем, можем со всей ответственностью заверить Вас, что при грамотном подходе это исключено.

Некоторые рекомендации:

Первое и, наверное, самое главное – это поставить себе цель. А после постановки цели расписать план для ее достижения. Это поможет сдвинуть дело с мертвой точки, убедить руководство и решить еще ряд проблем.

Сайт должен быть привлекательным и содержать всю необходимую информацию о вашей фирме и предлагаемых ею продуктах или услугах - это уже аксиома.

Прежде чем готовить какое-либо интернет-решение, тщательно проанализируйте все то, чем занимается ваша фирма: чем торгует, как торгует, какие оказывает услуги, какие моменты в повседневной деятельности наиболее трудоемкие (ресурсоемкие), что не устраивает вас, клиентов и т. д.

Дело в том, что создание странички компании не должно быть самоцелью. Сайт должен именно работать на вас, а создавать страницу, которая будет содержать подробный адрес, в сегодняшнем Рунете бессмысленно.

Продумайте как можно больше возможных вариантов использования Сети для облегчения выявленных трудоемких и ускорения длительных операций, совершенствования обслуживания клиентов.

Примеры:

  • создание динамически обновляемого прайс-листа со встроенным калькулятором на сайте;

  • создание технического справочника, таблицы совместимости каких-либо деталей (для автомобилей, например);

  • создание механизма рассылки полезной информации или оперативной информации непосредственно на мобильный телефон клиента (используя SMS);

  • создание механизма выбора товара, если неподготовленному клиенту сложно выбрать товар, который вы предлагаете (компьютер, мобильный телефон, копировальный аппарат и т. д.);

  • создание механизма обслуживания клиентов (вроде системы заказов ODEK5.RU, о которой наш журнал подробно писал в ноябрьском номере за прошлый год), если многие участки такого обслуживания могут быть перенесены в Сеть, с одновременной экономией времени обеих сторон и т. д.

Выберите такой вариант, который действительно понадобится клиенту (а также облегчит работу и вам тоже) и который будет невозможен вне Интернета или возможен, но явно не так удобен.

Потому что даже за нужной информацией потенциальный партнер не всегда пойдет на ваш сайт (повторюсь, Сеть пока не так распространена, как того хотелось бы, и не так, как на Западе). Вас скорее попросят переслать данные по факсу, чем по электронной почте. Но если в Интернете будет нечто нужное клиенту и недоступное никак иначе - он, считайте, уже почти ваш.

Примечание WebMonitor:

Это далеко не так. Сегодня клиенту уже не хочется получать прайс-листы, техническую документацию и даже счета по факсу. И вложенные файлы по e-mail тоже. Он бережлив и осторожен. Но он никогда не откажется от предложения зайти на Ваш сайт, потому что не хочет выглядеть отстающим. Тем более от Вас. А если на сайте есть форма для подписки на рассылку прайса, то, как минимум, в 3 случаях из 9 он обязательно на нее подпишется.

На практике мы сталкивались с тем, что предложение выслать информацию по факсу служит причиной для отказа вообще получать прайс-листы компании, особенно многостраничные!

А информация о том, что у компании нет адреса электронной почты или он временно недоступен и при этом нет возможности скачать прайс на сайте вызывает негативную (и даже неуважительную) реакцию. Во всяком случае, так обстоят дела в электротехнической, строительной и металлургической отраслях.

Обязательно обсудите свои планы с руководством, объясните, каких целей вы хотите достичь таким решением, какие выгоды получите вы и ваши клиенты и сколько это может сэкономить трудовых, финансовых ресурсов, и получите его согласие.

Подберите хорошего сервис-провайдера, так как иногда очень важно оперативно изменять какие-либо данные на сайте; хостинговую компанию, так как для реализации вашей задумки вам может понадобиться и возможность использования скриптов и базы данных.

Выберите доменное имя, отражающее деятельность фирмы или ее название. Регистрацию лучше возложить на хостинговую компанию, так как для неподготовленного это будет достаточно сложно. Возможно, вам подойдет доменное имя третьего уровня, если оно отражает территориальное расположение компании или сферу ее бизнеса (msk.ru, spb.ru и т. д.). К тому же за него не придется платить.

Примечание WebMonitor:

Если Вы все же решите регистрировать домен через посредника – “хостинговую компанию”, проконтролируйте, чтобы в итоге домен был зарегестрирован на Вашу компанию, а не на провайдера. Кстати, процедура регистрации домена не так уж сложна. И мы можем проконсультировать Вас о порядке действий.

На наш взгляд, доменное имя третьего уровня подходит разве что частным предпринимателям, которые не планируют дальнейшее расширение собственного бизнеса. Помните, что домен – это бренд! А экономить на бренде себе дороже.

На этапе реализации стоит задуматься о том, кто и в какой последовательности будет воплощать ваше интернет-решение в жизнь…

…Вполне возможно, что сами вы не сумеете реализовать все задуманное и придется обратиться к профессионалам. Изначально мы определили, что денег нет или очень мало, так что к профессионалам придется обращаться в крайнем случае. Лучше максимум возможного сделать самому и лишь наиболее сложные участки поручить человеку со стороны - так будет значительно дешевле. Скорее всего, любой знакомый с компьютером сможет составить алгоритм, по которому будет работать приложение на сайте. Программисту значительно проще реализовать готовый, продуманный алгоритм с учетом особенностей, чем придумывать самому, что и как должно работать в соответствии с вашей задумкой. Программиста можно найти в Интернете (например, посмотреть несколько резюме интернет-программистов на сайтах, занимающихся трудоустройством, и предложить кому-нибудь из них разработку. То же касается и веб-дизайна.

Примечание WebMonitor:

Мы привели данный абзац статьи для того, чтобы Вы его прочитали и запомнили – как не надо поступать ни в коем случае. И еще потому, что это важно знать. Особенно тем, кто не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи.

У нас была возможность на собственном горьком опыте убедиться, что экономить на науко- и ресурсоемких отраслях, каковыми являются информационные технологии, нельзя.

Рекомендация “все сделать самому” или поднанять “специалиста по объявлению” подходит разве что тем, “кого не интересует результат”. Потому что в итоге Вы будете все бесконечно переделывать и исправлять, исправлять и переделывать. И с каждой переделкой общая сумма затрат будет пропорционально возрастать. Нерадивые исполнители бесить. В итоге Вы пойдете учиться. И приобретя новую специальность, пополните стройные ряды веб-разработчиков. Это, пожалуй, единственный положительный итог вышеназванной авантюры.

При привлечении сторонних специалистов самое главное - это четко представлять, чего вы хотите, иначе вы создадите проблемы людям, которые будут с вами работать, потратите солидную сумму и необоснованно растянете реализацию проекта во времени. Поэтому составьте подробное техническое задание для каждого стороннего специалиста и план реализации всего проекта. Также советую вам избегать работать со “специалистами” без портфеля работ за плечами.

Примечание WebMonitor:

Предложение к Заказчику самому составить “подробное техническое задание” - это то, что греет душу веб-разработчика. Потому что потом можно будет все огрехи в работе свалить на него же (“У вас в ТЗ так написано!”). К сожалению, это невозможно. Во всяком случае, без глубокого знания веб-технологий. Задание-то именно Техническое.

Заказчик должен составить бриф – т.е. подробное описание того, что в итоге хочется получить, а не того – как это должно работать.

Впрочем, если технический исполнитель сам пишет себе Задание, это тоже не порядок. Он же не может (точнее не должен) сам себя контролировать и сам же у себя принимать готовую работу. Делать это должен профессиональный менеджер интернет-проектов. Кстати, в самом начале этой замечательной статьи автор сам сказал, что уж без кого-кого, а без менеджера Вам не обойтись.

Сообщите существующим клиентам о новой услуге. Скорее всего, вам это придется делать по телефону, так как в разговоре у вас появится возможность убедить собеседника, если он сомневается, а электронное письмо в случае сомнения будет просто удалено.

Примечание WebMonitor:

Скорее всего, если Вы начнете информировать о Ваших новых технологиях по телефону Ваши клиенты и партнеры Вас не правильно поймут. Это равнозначно тому, что поставить лошадь позади телеги.

А для успешной рекламной акции надо владеть основами интернет-маркетинга и уметь грамотно писать и рассылать рекламные письма. Кстати, если речь идет о Ваших постоянных клиентах, то вряд ли они сильно удивятся, получив от Вас письмо по электронной почте… И если Ваша компания у них на хорошем счету, то вряд ли Вам придется убеждать их, что Вы не предлагаете им “ничего плохого”…

[ Вернуться к списку публикаций ] [ Версия документа для печати ]

Яндекс <цитирования>